Александровский дворец в г. Пушкине . (заметки экскурсанта)


   Среди множества дворцов Санкт-Петербурга и его        окрестностей есть один дворец, о котором очень малоизвестно даже читающей публике. В послевоенное время он почти не попадал в поле зрения искусствоведов, его вскользь упоминали экскурсоводы. Да это и понятно.   Идеологическая мишура мешала рассказывать о дворце, в котором провёл последние годы последний император Всероссийский. Здесь была арестована царская семья, и отсюда она прошла свой крестный путь на екатеринбургскую Голгофу. В последнее десятилетие был опубликован ряд материалов, так или иначе связанный с Александровским дворцом, с печальными страницами в жизни российской монархии, но до сих пор нет ни книг, ни брошюр непосредственно посвященных этом дворцу. Тем интереснее своими глазами посмотреть на обстановку, окружавшую Августейшую семью, окунуться в интимный мир сложных человеческих взаимоотношений.
Александровский дворец строился в 1792-1796 годах для внука Екатерины II, великого князя Александра. Расположенный в нескольких сотнях метров от пышного барочного Екатерининского дворца, он удивительно точно вписался в ландшафт совершенно другого парка с романтическими постройками Белой башни, Арсенала, Пенсионных конюшен. Если западная часть парка - регулярная, где вековые дубы с΀?седствуют с послевоенными посадками берёзок, то восточная - это пейзажная часть, где свежесть близких к дворцу прудов сочетается с луговой растительностью.
Имя архитектора Кваренги хорошо известно петербуржцам - это и здание Ассигнационного банка, Мариинская больница, Конногвардейский манеж, и множество других зданий Петербурга и Москвы. Наиболее известная постройка архитектора, это здание корпуса Смольного монастыря, прославившегося в дни Октябрьского переворота 1917 года. Если монастырский корпус в Смольном строг и монументале΀?, то Александровский дворец, выполненный в тех же классических пропорциях органически связанный с природой парка, кажется лёгким, почти воздушным. Главный фасад обращён н север и оформлен колоннадой с боковыми выступами. По бокам колоннады расположены две статуи, воспетые Пушкиным - "Играющий в бабки" работы Пименова и "Играющий в свайку" работы Логановского. К сожалению, вход во дворец для экскурсантов не с главного фасада, а с бокового флигеля.
Практически без существенных переделок Александровский дворец просуществовал до начала двадцатого века. Только в 1904 году он был реконструирован для постоянного проживания семьи последнего Российского Самодержца. С 1905 года Николай II практически безвыездно проживал в Александровском дворце и именно отсюда царь с семьёй и немногими слугами был вывезен в Тобольск.
После Гражданской войны множество предметов быта было расхищено, другая часть попала в музеи Москвы и Петербурга. Великая Отечественная война пощадила Александровский дворец в отличие от других пригородных дворцов-музеев может быть потому, что в здании дворца был немецкой штаб. Частичной реконструкции здание подверглось в начале пятидесятых годов, когда во дворце собирались ΀?рганизовать Всесоюзный музей Пушкина. После отказа от этой идеи в здании Александровского дворца разместилось военно-морское ведомство, которое и занимает его до сих пор.
Господствующим архитектурным стилем начала двадцатого века был стиль "модерн". В этом стиле выполнялось убранство казённых и частных зданий. Не был исключением и Александровский дворец. В стиле модерн оформлены интерьеры жилых комнат.
Экспозицию, собранную в этих комнатах, дирекция музея-заповедника "Царское Село" называет "выставкой". Это не случайно. Из 10-32 комнат, открытых для обозрения, только в двух сохранён интерьер того времени. Это парадный кабинет Николая II и зал для музицирование с ковром ручной работы и гобеленом Марии Антуанетты. Все остальные комнаты требуют долгой, кропотливой и дорогостоящей реставрации. В них размещены предметы, принадлежавшие семье царя, или другие вещи той же эпохи. В экспозиции представлены подлинные мундиры императора и детей, которые по традиции со дня рождения являлись шефами различных полков. Представлено холодное оружие Августейшего отца и царевича Алексея, В семействе императора было более тысячи кукол и прочих игрушек, переходящих из поколе΀?ия в поколение. Их судьба плачевна: часть была роздана по детским домам, часть оказалась в Сергиевом Пасаде, в музее игрушек, часть просто расхищена. В экспозиции представлена одна из кукол и игра в "бирюльки", состоящая из мелких фигурок, развивающая у часто болевшего мальчика усидчивость и терпение. Любимое кресло царя соседствует с пяльцами Александры Фёдоровны. Телефонные аппараты, державшие связь с Петербургом и Ставкой напоминают об общественной жизни обитателей дворца.
Широко в музейной экспозиции представлена живопись, частично занимающая на стенах дворца своё историческое место. Можно увидеть "Карусель в Царском Селе" Ораса Берне, портреты владельцев дворца, и членов царской семьи, картины Айвазовского и гобелен Марии Антуанетты. Поскольку император и члены его семьи профессионально занимались фотографией, то можно видеть множество фотоснимков интерьеров комнат, портретов детей и, конечно, широко известный увеличенный фотопортрет всей Августейшей Семьи.
В кратком рассказе об экспозиции трудно передать душевность и теплоту семейного очага последнего российского императора, и ту глубину трагедии, постигшую Николая, Александру, великих княжон, цесаревича и каждого из нас, стоящего перед фотографией невинно убиенных.
А.Л. Рупперт