Студенческий Татьянинский бал, который состоялся 25 января 2010 года (записки бывшего студента)

При входе в парадные залы гостей встречают живые «кариатиды в серебряной одежде» и вручают каждому программу бала.

«Помните, что первейшая и почётнейшая обязанность любого гостя, особенно кавалера, на Балу – танцевать», - гласит этикет бала. – « И без сомнения, особое внимание приличествует по отношению к той спутнице кавалера, с которой тот прибыл на Бал. Однако даже и с ней не престало кавалеру танцевать более половины танцев, с иными же дамами – не более двух-трёх танцев за Бал. Но семейным парам делается исключение. Супруги вольны выбирать партнёров по желанию и совместному согласию».
Пройдя анфиладу парадных комнат, попадаешь в аванзал, где слух собирающихся гостей услаждают чарующие звуки русской роговой музыки.

Эта музыка родилась в Санкт-Петербурге в 1751 году и просуществовала около ста лет. Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику: каждый музыкант на одном инструменте в определённое время издаёт только одну ноту. Из этих звуков и слагается музыкальное произведение. Казалось, что с течением времени секреты роговой музыки утрачены навсегда… Но неистребимы таланты в России! Были созданы инструменты, освоены особенности нотной записи и… зазвучала роговая музыка в исполнении коллектива «Русская Роговая Капелла».
Пока звучит роговая музыка, немного об истории здания, где мы сейчас находимся. Академия имени А.Л.Штиглица ведёт своё начало с 1876 года, когда на средства барона Штиглица было основано Центральное училище технического рисования. Для нужд училища по проекту архитекторов А.И.Кракау и Р.А. Гедике в 1879-1881 годах было сооружено здание (Соляной переулок, дом 13). Рядом, для приёмной дочери барона Н.М.Половцевой в 1885-1896 годах был построен особняк, который вскоре был продан великому князю Павлу Александровичу. В его переделке для жизни высоких особ (Павел Александрович был женат на греческой принцессе Александре) принимал участие первый директор училища Штиглица – М.Е. Месмахер. После смерти молодой жены в 1891 году Павел Александрович переехал в Царское Село, и особняк долгое время пустовал. В 1917 году он был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. В 1918 году здание было передано реорганизованному Училищу, которое в 1948 году становится вузом, а с 1994 г.- Академией.
Но вот закончилась бессмертная мелодия Глинки «Славься!» и Русская Роговая Капелла уступила своё место в аванзале ведущим бала артистам Г.Лукину и М.Марковских. Пока военный духовой оркестр «Пётр Великий» занимал своё место на хорах, гостям предложили построиться парами для полонеза. Да, да, традиции соблюдаются! Курсанты или офицеры в парадных военных мундирах, молодые люди в смокингах, нарядных «тройках» повели своих дам, наряженных в бальные платья современного покроя (конечно, были и исключения), в аванзал. Дирижёр бала - артист театра и кино, хореограф В.Исаков сказал своё слово, и оркестр заиграл торжественный марш. В первой паре полонеза молодожёны - Александр и Александра, а сзади те, кто в эти дни помолвлен. Надо сказать, что почти никто не стоял у стенки, все гости плавно влились в процессию. Слово дирижёра - и пары расходятся, происходит перестроение…После полонеза пары превращаются в тройки – юноша и две девушки.

Музыка звучит сначала плавно, медленно, постепенно убыстряя темп. Происходит непременная смена партнёров – девушки, делая «воротца» «ускакивают», впуская к себе нового кавалера, а юноша вливается в новую тройку. Следующий танец – вальс-адмирал, сменяется московской кадрилью, потом следует краковяк и заканчивает 1 отделение «официальный Бранль».
Ведущими вечера объявляется пятнадцатиминутный перерыв на фуршет и гости чинно, не торопясь, направляются на хоры, где их давно уже ждут накрытые столы с булочками, пирожками и всевозможными соками, предусмотрительно разлитыми в разовые стаканчики. На столах фрукты, конфеты…

На фуршете никто не задерживается, гости снова спускаются в танцевальный зал. Звучит красивый дуэт: студенты исполняют одну из современных оперных арий. И снова танцы. Во втором отделении первым исполняется вальс в честь праздника святой Татьяны. Его открывают… конечно, Татьяны! И снова партнёры Татьян сменяют друг друга. И кружатся Татьяны, Ольги, Надежды в вальсе с Александрами, Андреями…Пока исполняется Татьянин вальс, несколько слов о святой, в честь которой назван этот запоминающийся день.
Святая Татьяна жила около 225 года н.э. Она родилась в семье богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Став взрослой, она отказалась от богатства, пренебрегла замужеством и посвятила свою жизнь больным, неимущим, проводя время в молитвах и творя добрые дела. При императоре Александре Севере святая Татьяна вместе со своим отцом приняла мученическую смерть.
12 (25) января1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии в Москве первого российского университета. Куратор российского образования, знаток искусств И.И.Шувалов принёс проект указа на подпись императрице не случайно именно в этот день: тогда были именины его матушки, и он «подарил» ей университет. В царствование Николая I был подписан указ, где император распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание Указа о его учреждении. Так и появился новый студенческий праздник – Татьянин день.
Вот и «оттанцован» вальс в честь праздника святой Татьяны. Следующий танец… чарльстон. Неужели этот старый добрый чарльстон, который мы с успехом танцевали в семидесятых, можно танцевать с переходом партнёров? Оказывается, можно. Господин Исаков терпеливо показывает все фигуры танца, и двести гостей повторяют его движения. Музыка, и…плавно, слажено, все перемещаются по кругу. Один танец сменяет другой, редко, кто стоит в сторонке, никто из дам «не теребит в руках платочек», все в круге.
Бал, без всякого сомнения, устроителями был проведён на высоком уровне. На него приглашались будущие, настоящие и бывшие студенты. Вызывает удовлетворение танцевальная подготовка молодёжи. Значит, есть те, кто может продолжать традицию танцевальных балов, возрождение которых связывается с дворянским движением! Успехов вам, молодые!
Рупперт А.Л.