Преображенское братство дало старт Акции национального покаяния «Имеющие надежду», посвященной столетию революции в России

«В год 100-летия Русской катастрофы, история даёт всем нам уникальный и, может быть, последний шанс осознать зло, осквернившее нашу землю в XX веке, и поставить вопрос о покаянии за многомиллионные жертвы, братоубийственную рознь, культ насилия, господство страха и другие грехи и преступления, совершенные нашим народом» — говорится в обращении инициаторов акции. Они призывают всех людей с живой совестью откликнуться и прекратить тем самым «разлагающее действие» зла.
В среду, 19.04.2017, в «Интерфаксе» прошла пресс-конференция, посвященная акции.В ней приняли участие актер ирежиссер Андрей Смирнов, ректор Свято-Филаретовского православного христианского института священник Георгий Кочетков, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак, предводитель Российского и Московского дворянского собрания Олег Щербачев и главный редактор медиапроекта «Стол» Андрей Васенев.

Осмысления 74-летнего правления большевиков в России так и не произошло, считает актер и режиссер Андрей Смирнов. «Есть отдельные люди, которые делали какие-то заявления, писали статьи или книги, но сознания нации это не коснулось. Мы носим в себе раковую опухоль», — сказал он, добавив, что большевистский режим начался «с террора, и по большому счету никогда его не прекращал». Поэтому «мы все, независимо от нашего желания, созданы этим террористическим режимом», и «важнейший первый шаг, который можно сделать в акции покаяния, чтобы вскрыть эту раковую опухоль, — назвать вещи своими именами».

«Революция 1917 года стала национальной катастрофой», — в свою очередь заявил Олег Щербачев. Он позитивно оценил тот факт, что патриарх Кирилл недавно назвал революционные события «великим преступлением». Однако «все мы были соучастниками советского режима», подчеркнул он, «в катастрофе 1917 года не было невиновных» и «кто делом, кто бездействием, кто словом, кто молчанием, кто помышлением, а кто бездумностью и просто безумием соучаствовал в этом преступлении». Одним из самых серьезных последствий революции Олег Щербачев назвал разрушение народа. «Того народа, который был в 1917 году, его сегодня нет», — заключил он.

Акция национального покаяния может стать мощным стимулом для объединения народа, заявил ректор Свято-Филаретовского института отец Георгий Кочетков. В результате революции было подорвано доверие между людьми, и через покаяние оно может быть восстановлено. При этом о. Георгий отметил, что те люди, которые были «менее причастны к преступлениям революции и советского режима, даже более способны к покаянию, поскольку они больше сохранили свои человеческие качества, свое достоинство».

«Сейчас много говорят о примирении, а подлинной нравственной, духовной основой примирения является единство в различении добра и зла. И в традиционном для православной культуры, для православной церкви движении покаяния можно этого примирения достичь», — сказал один из инициаторов акции Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства. Он подчеркнул, что «акция носит неполитический характер» и обращена «к людям всех возрастов, культур, образовательного уровня — ко всем людям с живой совестью и живым сердцем, которые, имея ответственность за происходящее и происшедшее, готовы принести покаяние перед историей, перед людьми, перед Господом Богом, за то, что было совершено в нашей стране».

Отвечая на вопрос журналистов об отношении государства к акции, Андрей Смирнов выразил надежду, что «государство тоже захочет принять в ней участие». По мнению Олега Щербачева, власти могли бы сделать это, например, «убрав имена палачей из названий улиц и станций метро», проведя «хотя бы небольшую декоммунизацию». Его возмутил скандал в Санкт-Петербурге из-за памятной доски адмиралу Колчаку. Решение установить доску было отменено судом на том основании, что Колчак — «военный преступник». «Государство тоже должно сделать шаг к примирению», — сказал Олег Щербачев.

Официальная церковь пока никак не откликнулась на акцию. Теме революции были посвящены Международные Рождественские образовательные чтения этого года: «1917-2017: уроки столетия». «Уроки» обсуждались весьма осторожно — в основном по спискам и приглашениям. А на открытых площадках больше говорили о необходимости примирения — Путин же сказал, что недопустимо тащить раскол, обиды и злобу в нашу сегодняшнюю жизнь. Отец Георгий Кочетков считает, что «идеально было бы, чтобы акцию национального покаяния возглавил патриарх или президент». Но сомневается: «Пока, боюсь, этого не произойдет».

Отвечая на вопрос о том, почему организаторы акции призывают к покаянию за прошлые грехи, но молчат о сегодняшних, которых тоже немало, отец Георгий сказал, что нельзя противопоставлять отношение к злу в прошлом и настоящем. «Если людям трудно покаяться за то, что прошло, на что мы можем посмотреть с исторических позиций, то тем более трудно оценивать современность, когда добро и зло перемешаны», — сказал он. Однако отец Георгий уверен, что люди, которые смогли трезвенно посмотреть на свое прошлое, лучше сумеют оценить и современность.

Создан сайт, который отслеживает события акции. В Москве и Санкт-Петербург прошли концерты-размышления. В разных городах России работает лекторий «1917», посвященный осмыслению революции. В сети проходит флэшмоб #НамНужноРасстаться, цель которого — способствовать освобождению страны от советской символики, прежде всего памятников Ленину. Готовится конференция «Духовные итоги революции в России».

Участники пресс-конференции презентовали недавно вышедший в рамках акции сборник молитв за Россию, написанных прославленными святыми Русской православной церкви, выдающимся церковными и общественными деятелями (в том числе Александром Солженицыным), а также современными православными христианами. Сборник «поможет увидеть, что традиция совместного покаяния народа, нации, тех или иных людей — это традиция крепкая, историческая, и ее надо знать и ценить», — сказал отец Георгий, представляя издание, вышедшее при участии представителей первой волны русской эмиграции в Париже.

Акция национального покаяния только набирает обороты, и пока трудно сказать, сколько людей к ней присоединится. Организаторы всячески подчеркивают неполитический характер своего начинания, но как сохранить политическую стерильность в своем отношении к такому сугубо политическому событию, как революция, ведущая к смене власти? И как добиться единения народа здесь и сейчас, если нынешний политический режим сделал разделение едва ли не главным своим инструментом для мобилизации общества? Можно ли переиграть его исключительно на «духовных путях», никак не вовлекаясь в политику? Рано или поздно «имеющие надежду» получат ответ на этот вопрос.