Евгеника – "щекотливая тема"

Как часто можно слышать среди людей нашего круга выражения: породистая внешность, голубая кровь, унаследованное благородство. В наше собрание приходят новые люди, приходят гости, режиссеры, художники и отмечают незаурядность внешности большей части членов дворянского собрания, осанку, поведение в общении, интеллигентность и "интеллект на лице". Художники вдохновляются на портреты, а режиссеры приглашают на участие в съемках исторических фильмов, создавая фон из таких лиц для кинолент о жизни XIX столетия. И, наверное, каждому приятно сознавать, что донесли через поколения наследственные черты своего дворянского происхождения.
В связи с такими мыслями (да простят мне некомпетентность) я привязалась к слову "евгеника" (благородный, благородство), считая, что речь идет о наследовании благородства. И вот, что я смогла найти в специальной литературе об этой науке.
Евгеника – наука об улучшении "человеческой расы" прожила очень короткую жизнь, но вызвала много споров и суждений среди медиков, гигиенистов, генетиков, социологов. Научные труды, которые в большом числе выходили в печати с 1860 – х годов, явились подготовкой к становлению Евгеники, к созданию общественного и научного мнения и к "привыканию" к щекотливой теме.
Термин "Евгеника" был введён в 1904 году германским учёным Фрэнсисом Гальтоном. Он с 1860–х годов изучал законы наследственности и написал много трудов, в т.ч. "Наследственность таланта. Её законы и последствия". Его выводы гуманны.
"Я заключаю, что каждое поколение имеет громадное влияние на природные дарования последующих поколений … мы обязаны перед человечеством исследовать пределы этого влияния… и направлять его к наибольшей пользе будущих обитателей земли".
Своей книгой он показал, что "природные способности человека являются у него путём унаследования". Как у лошадей и собак с помощью отбора добиваются определённых качеств породы, "точно так же было бы делом вполне осуществимым произвести высоко–даровитую расу людей, посредством соответственных браков в течение нескольких поколений" - говорит Фрэнсис Гальтон во вступительной главе.
Автор проводил исследования по определённой системе: он исходил из того, что "высокая репутация – мерило даровитости", изучал родственные связи выдающихся личностей – за 200 лет.
а) Судьи, премьеры, государ. люди.
б) Полководцы.
в) Литературные и учёные деятели.
г) Поэты, живописцы, музыканты.
д) Борцы, гребцы.
е) Духовные деятели.
Среди разнообразных выводов Гальтона имеются такие: "Если даровитые люди не оставили потомства то это происходит не потому, что они бесплодны, но потому, что они склонны вступать в брак с бесплодными женщинами, с целью получить состояние для поддержки звания, полученного за заслуги. Я смотрю на пэрство как на пагубное учреждение вследствие его уничтожающего влияния на наши лучшие семейства…". О поэтах он пишет: "Между поэтами мы мало встречаем родоначальников обширных и выдающихся семейств…. Чтобы стать великим художником, нужно обладать редким и даже необычайным сочетанием качеств….. Его (поэта) высшим наслаждением должно быть выражение своих чувств и симпатий. Это редкий характер, вырабатывающийся только вследствие счастливых обстоятельств – поэтому он не может с постоянством передаваться по наследству. Люди с сильными чувственными стремлениями чаще всего направляются по ложному пути и погибают". О военноначальниках получились такие заключения: "Люди небольшого роста, будучи полководцами, более способны достигнуть высокой славы, нежели их современники, хотя настолько же даровитые, но более крупного роста и более плотного сложения".
Он также даёт советы по воспитанию людей науки, основываясь на мнениях самих учёных о недостатках их собственного воспитания. "Свобода следовать собственным наклонностям", "значительное количество времени, предоставленное в полное собственное распоряжение", "нужно основательно обучать нескольким однородным и полезным предметам, поощрять всестороннюю любознательность и не обременять слишком ума…". Так писали в 1875 году, занимаясь изучением наследственности.
В книге Паргамина М.Н. "Наследственность и гигиена брака". Уделяется внимание гигиене брака с евгенических позиций – это другое направление.
"Пока общество не поймёт всех естественных требований подбора, пока не сделается общим достоянием знание разнообразных условий, которые имеют вредное влияние на детей, и пока это знание не станет главным руководителем людей при вступлении их в брак – до тех пор нечего ожидать улучшения породы, до тех пор человеческий род не только никогда не достигнет той степени совершенства, какая ему, очевидно, доступна и достижима, но, напротив, состояние его будет постоянно всё более и более ухудшаться – до полного вырождения включительно".
В 1896 году писали: "Мы заботимся об уничтожении миазмов, о доброкачественности съестных припасов, о здоровом жилище и проч. и проч., но к удивлению очень мало обращаем внимания на корень народного здоровья – на гигиену бракосочетания".
"Евгеника в буквальном смысле означает учение о счастливом рождении, иными словами, это гигиена размножения человеческого рода". Поэтому девизом, ведущим к идеалу развития человечества должно быть: "Воздержание от деторождения со стороны субъектов негодных в духовном, нравственном и телесном отношении, и в то же время, усиленное размножение субъектов одарённых и достойных".
"Зрелый человек есть продукт двух факторов: с одной стороны наследственных способностей, с другой – влияний среды которым он подвергается. Среда, правда, не может создавать дарований, но она может или развивать имеющиеся дарования, или же заглушать их".
На основе научных выводов и развития популярности идей Евгеники некоторые страны, и в первую очередь Америка приступила к разработке законов, позволяющих "улучшать человеческую породу". Речь шла о стерилизации преступников, психически–больных, слабоумных, о брачном законе, не допускающим браки с больными и с представителями другой расы (белые – чёрные). Законодательство проходило сложно, некоторые губернаторы штатов своей властью их не допускали. Вот такие разные мнения и направления в развитии молодой в то время науки "Евгеники" можно найти на страницах старых изданий.
В России деятельность ученых-евгенистов зазвучала позже, чем на Западе. Тема стерилизации впервые появилась в 1910 году, но обсуждение в печати продолжилось в 1920–е годы. Совсем иную окраску приобрела эта наука после революции.
"Октябрьская революция совершила величайший переворот, расширив для отбора человеческое поле: она впервые вовлекла в культурное творчество широчайшие пролетарские и крестьянские массы и создала возможность отбора не только из "верхних 10 тысяч", но из "нижних миллионов". В популярном журнале "Вестник знания" в 1925 году писали о возможности применения стерилизации в "целях борьбы с ростом дефективности", но рассматривали ее как меру будущего.
. В следующие годы особый упор в формулировке евгенических направлений был сделан на социальные условия: "Е. – наука о наилучшем выявлении положительных наследственных признаков, Е. – будет успешно осуществляться в жизни только тогда, "когда все индивидуумы будут находиться в одинаково благоприятных условиях для проявления этих сил, забота об улучшении внешних условий не только не противоречит евгенике, но является важнейшим условием проведения в жизнь принципов Е." - писали в БМЭ в 1929 году.
Однако в 1931 году БСЭ называет Евгенику – буржуазным учением. Приводит слова Спенсера, что проведение мероприятий социальной помощи, мероприятий заботы о больных, охраны материнства и младенчества, организация муниципальной медицины и т.п. завоевания в революционной борьбе пролетариата, означают противодействие принципам естественного отбора … и способствуют выживанию наименее биологически ценных элементов, наименее приспособленных. Политическим идеалом германских ученых являлось "господство благородных или открытая фашистская диктатура дворян". Эти взгляды пытались перенести на советскую действительность, выставляя положение о необходимости поощрительных мер к размножению членов коммунистической партии и комсомола, как наиболее биологически ценных элементов страны – эта солидарность с фашисткой программой получила осуждение в 1930–е годы (теория Кольцова).
"Коммунистическая партия, авангард многомиллионных масс пролетариата, вовлекает в процесс успешной борьбы за социалистическое переустройство всё новые и новые сотни тысяч в свои ряды, а для Кольцова единственная перспектива роста партии – это рост за счёт размножения членов партии".
"Улучшение человеческого рода" в СССР идет иными путями. – Улучшение социальных условий при росте производства, всесторонне свободное развитие и применение физических и духовных способностей всех членов общества" – писали в Большой советской энциклопедии в 1931 году.
Вот такие интересные мысли удалось почерпнуть из разных источников 1870-х – 1930-х годов. Такая короткая жизнь науки "евгеники" и столько споров, направлений, течений. А в последних энциклопедических изданиях пишут, что это учение о наследственном здоровье человека, преследовало гуманные цели, но использовалось для оправдания расизма. В современной науке многие проблемы Евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. Правомерность употребления термина "евгеника" остается спорной.
С радостью делюсь с вами этой информацией, считая, что кому-то это интересно. В XXI веке наука о наследственности ушла настолько далеко, такие открытия и новые возможности, что даже не берусь касаться этой темы.

Использованы материалы след. изданий:

Фрэнсис Гальтон "Наследственность таланта. Ее законы и последствия" С-Пб 1875
Чиж В.Ф."Наследственность таланта у наших деятелей"
Люблинский П.И. "Евгеническая стерилизация" Ж. "Вестник знания" 1925, N6
Макс Грубер (1853-1927) ж. "Вестник знания" 1928, N3
Агнесса Блюм "Этика и евгеника" С-Пб 1909
Паргамин М.Н. "Наследственность и гигиена брака" Воронеж, 1896
Большая Медицинская Энциклопедия М.1929
Волоцкой М.В. "Поднятие жизненных сил расы" М 1923
Бехтерев В.М. "Вопросы вырождения и борьба с ним" 1908
Большая Советская Энциклопедия М 1931
Советский энциклопедический словарь М 1987

В.Саблина