26 января 2012 года

26 января 2012 г. в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского ИМПЕРАТОРСКОГО собора была отслужена панихида по Е.И.В. Генерал-адмиралу Великому Князю Константину Николаевичу, по случаю 120-летия со дня Его Блаженной кончины. По окончании панихиды к могиле Великого Князя были возложены букеты из белых роз, перевязанные романовскими лентами (бело-золото-чёрные), от родственников и потомков: Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой Княгини Государыни Марии Владимировны, Его Светлости Светлейшего Князя Михаила Павловича Романовского-Ильинского, Его Светлости Светлейшего Князя Георгия Александровича Юрьевского, Павла Куликовского. От имени Александровского Исторического общества, Российского Имперского Союза-Ордена, Русского Обще-Воинского Союза и др. общественных организаций - всех Благодарных Потомков, был возложен общий венок, украшенный изображением Андреевского Флага и перевитый бело-сине-красными лентами национальных цветов России с текстом: «ПОКОЙСЯ С МИРОМ ВЕЛИКИЙ ТРУЖЕНИК ! ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛУ РОССИЙСКОГО ФЛОТА - ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ КОНСТАНТИНУ НИКОЛАЕВИЧУ ОТ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ. 1892 - 25/1 - 2012 гг.»
25 января (13 ст. ст.) 2012 года исполнилось 120 лет со дня кончины верного сподвижника и соратника Царя Освободителя - его младшего брата Великого Князя Константина Николаевича Романова. Вся жизнь этого замечательного человека являла собой пример доблестного служения нашему Отечеству. Будучи с юных лет по воле своего отца - Императора Николая Первого, связанным с Российским флотом, Константин Николаевич более четверти века достойно нёс высшее военно-морское звание Генерал-Адмирала. Под его умелым управлением Русский Императорский Флот, сильно пострадавший в период Крымской кампании 1853-1856 гг., за годы Генерал-Адмиральства Великого Князя Константина был преобразован из морально устаревшего парусного, деревянного в передовой паровой и броненосный, а личный состав флота пополнился целой плеядой доблестных, прекрасно образованных офицеров, составивших в дальнейшем гордость Российской истории. Но не один Российский Флот обязан Великому Князю своим расцветом и возрождением - всё российское общество в неоплатном долгу перед светлой памятью Константина Николаевича. Именно он, верный и преданный помощник своего Державного Брата Императора Александра Второго, вынес на своих плечах всю тяжесть подготовки и претворения в жизнь Великого Манифеста 19 февраля 1861 года, освободившего Россию от многовекового позора крепостничества! Более 10 лет Великий Князь был Председателем высшего законо-совещательного института Российской Империи - Государственного Совета. Под его руководством претворялись в жизнь положения военной и административной (городской) реформ, итогом которых стали сильная боеспособная и современная всесословная армия, заложены условия для развития городского самоуправления.
Великий Князь Константин был высокоодарённой, по настоящему духовной личностью. Широта его интересов удивляла современников и до сих пор поражает потомков. Помимо кипучей деятельности во вверенном ему морском ведомстве и Государственном Совете, Генерал-Адмирал являлся инициатором создания Русского Императорского Географического Общества, принимал личное участие в организации этнографических и научных экспедиций, всемерно поддерживал отечественных учёных географов: Семёнова Тянь-Шанского, Пржевальского и Миклухо-Маклая.
Принимал деятельное участие в создании Императорского музыкального общества. Сам прекрасно играл на виолончели и органе, был знаком со всеми известными композиторами своей эпохи, в частности, покровительствовал молодому Иоганну Штраусу, и даже сам играл у него в оркестре во время гастролей маэстро в родном Константину Николаевичу Павловске.
После трагической для всей России первомартовской катастрофы, из-за политических интриг ультра реакционной партии, не забывшей Генерал-Адмиралу его активной роли в освобождении крестьян, и из-за личных, сложных отношений с Императором Александром Третьим, Константин Николаевич был вынужден подать в отставку и последние 10 лет своей жизни провести в добровольном полуизгнании. За два года до кончины с ним случился обширный инсульт, от которого он так и не оправился. Скончался Константин Николаевич 25 января 1892 года в кругу своей семьи в Павловском Дворце. Показательно, что за несколько дней до его смерти произошло личное примирение Великого Князя Константина с его Царственным племянником - Императором Александром Третьим, который по собственной инициативе приехал к смертному одру больного и просил у него прощения. По завещанию Константин Николаевич был погребён в Петропавловском Соборе, рядом с гробницей своего обожаемого старшего брата - Царя Освободителя. После завершения строительства Великокняжеской усыпальницы Петропавловского Собора, прах Генерал-Адмирала был перенесён туда. Разрушенные в советский период истории России надгробные плиты Великокняжеской усыпальницы, среди которых находилась и плита с именем Генерал-Адмирала Константина, были восстановлены только в первое десятилетие нового 21 века.
После его кончины и вплоть до революционных потрясений, память о Великом Князе не была предана забвению. Накануне Великой Войны 1914 года городскими властями был положительно решён вопрос об установке в Александровском саду Санкт-Петербурга, напротив главных ворот Адмиралтейства, монументального памятника Константину Николаевичу (в том же саду до сих пор растёт дуб, посаженный Генерал-Адмиралом в 1874 году, рядом с «Царским Дубом» Александра Второго). К сожалению, до сих пор, это место пустует. Будем надеяться и приложим максимум собственных усилий, чтобы новая городская администрация Санкт Петербурга, руководство вооружёнными силами Российской Федерации, отечественные географы и представители общественных организаций нашего города объединились и совместными усилиями устранили бы одну из исторических несправедливостей - установили бы в центре Санкт Петербурга, в Александровском саду достойный памятник Великому Патриоту России - Великому Князю Константину Николаевичу.
На панихиде присутствовали курсанты Корпуса Петра Великого, делегации от морских военно-учебных заведений, русского географического общества, казачьих организаций, РИСО, ПДС.
За пятнадцать последних лет многое изменилось в соборе: проведена полная реставрация сводов, в т.ч. живописных полотен, стен, барочного интерьера. Теперь в лесах изящный уникальный деревянный иконостас, выполненный в виде триумфальной арки в память о победе в Северной войне.
Пройдя через внутренние двери мимо сувенирных ларьков, попадаешь в галерею, где размещена выставка, посвященная династии Романовых. Через неё проходишь в Великокняжескую усыпальницу. Там тоже ещё ведутся работы, на первый взгляд она производит впечатление пустого светлого помещения. Люстры не повешены, и только естественное освещение позволяет рассмотреть скромный интерьер усыпальницы. Возле аналоя выстраивается немногочисленный хор, а чуть в стороне, ближе к утопленной в пол могильной плите Великого князя, полукругом выстраиваются морские курсанты Корпуса Петра Великого. У всех в руках зажжённые свечи. На улице сгущается тьма. В полумраке усыпальницы, куда рассеянный свет попадает только в высокое полукружье небольших окон, светятся лишь огоньки поминальных свечей. Впрочем, уходящий день напоминает о себе, высвечивая витраж воскресшего Спасителя.

Все силы угасающего дня сосредоточились для освещения Господа. Одетый в белый хитон, в окружении Ангелов он простёр руки свои, словно благословляя молящихся. Витраж постепенно мерк, и только свечи молящихся мерцали в глубине помещения. Слова молитвы, да и сама обстановка настраивали на торжественно-печальный лад.
На улице тонкий серп нарождающейся луны был виден со стороны Петроградской стороны. С той же стороны, едва не задевая луну, к шпилю Петропавловского собора протянулся луч прожектора. Другой луч светил со стороны Васильевского острова. А в перекрестье лучей ярко светился Ангел Петропавловского собора. От незамёрзшей Кронверкской протоки поднимались столбы пара; стаи городских уток мирно плескались в чёрной воде. Несмотря на сильный мороз, из крепости жалко уходить: её мрачная красота одновременно и пленяет, и притягивает и ужасает…
Немного об Усыпальнице. Она была построена в 1896-1908 годах по проекту архитектора Д.И.Гримма при участии А.О.Томишко и Л.Н.Бенуа. Под полом Усыпальницы было устроено 60 могил – бетонных склепов глубиной 2,2 м, и размерами 1,3х2,4 м. По настоянию Императрицы Александры Фёдоровны и её сестры Елизаветы в некрополе-мавзолее был устроен алтарь, но в помещении всегда проходили только поминальные службы. К моменту большевистского переворота в Усыпальнице было тринадцать захоронений, из которых восемь – перенесённые сюда из Петропавловского собора. В отличие от собора, судьба Усыпальницы в годы Советской власти складывалась печально. В 1926 году отправлены на переплавку бронзовые части могил, алтарных решёток. В 1932 году сюда были свезены трёхъярусные стеллажи с книгами, а проход в собор заделали кирпичной стеной. Могильные плиты под тяжестью стеллажей были раздавлены. Автором витража был Н. А. Бруни, заведующий мозаичным отделением Академии Художеств. По его эскизу в мюнхенской мастерской Ф. К. Цеттлера в 1899 году создан витраж с изображением Воскресения Христова для церкви св. Александра Невского второго кадетского корпуса в Петербурге. В 2008 году он был извлечен из запасников научно-исследовательского музея российской Академии художеств в Петербурге. В 1905 году также по эскизу Н. А. Бруни в мастерской Х. Мюллер-Хиклера в Дармштадте был создан витраж для Великокняжеской Усыпальницы Петропавловского собора в Петербурге. Этот витраж погиб в годы Великой Отечественной войны: он был полностью разрушен взрывной волной. В 2006 году витраж воссоздан в петербургской мастерской А. И. Яковлева. Оба витража отражают православную традицию создания запрестольных икон с изображением Воскресения Христова и являются лучшими памятниками витражного искусства в России. Н.А Бруни, работая как практический живописец, участвовал в росписи Храма-памятника Александра Невского в Софии.